Прокрутите вниз, чтобы увидеть больше

Ледокол «Ангара»

Многие города нашей страны имеют суда, поставленные на вечную стоянку в знак различных знаменательных и героических событий.

Корабль-музей ледокол «Ангара»

Нельзя представить Санкт-Петербург без крейсера «Аврора», а Владивосток – без знаменитой подводной лодки «С-56». В Иркутске таким своеобразным «водным» мемориалом является ледокол «Ангара». Чем же он прославился? «Ангара» – один из первых ледоколов в мире и один из самых старых таких судов, ещё сохранившихся до наших дней. Но иркутяне чтут его не только из-за этого. Отправимся мысленно к концу 19-го века.

Первое появление

К концу 19-го века в России началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали, и чтобы завершить работы как можно скорее, правительством было принято решение строить дорогу сразу на нескольких участках. Однако при постройке Кругобайкальского участка железной дороги люди столкнулись с большими сложностями: требовалось пробить внушительное количество туннелей различной длины, построить множество мостов, галерей и насыпей. Это крайне замедляло открытие Сибирской магистрали для запуска составов и вовсе не устраивало правительство (с учётом угрозы русско-японской войны и необходимости как можно скорее наладить непрерывную связь между столицей и Дальним Востоком).Поэтому было предложено до момента окончания работ над КБЖД устроить железнодорожно-паромную переправу. Английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» был произведён первый сибирский ледокол, окрещённый «Байкалом». Однако оказалось, что круглогодично с сибирскими льдами он справляться не может, так что спустя несколько лет тем же Армстронгом был построен вспомогательный ледокол, который было решено назвать «Ангара». Он помогал «Байкалу» в особо сильные морозы и расчищал ему дорогу при большой толщине льда (больше 70 сантиметров). Оба ледокола совершали регулярные рейсы через Байкал.

Музей истории, науки и техники

Строительство Кругобайкальской магистрали завершилось в 1906 году, и после этого оба судна десять лет находились в бездействии по причине нехватки средств на их содержание. В предвоенное время «Ангару» вернули «в строй» и стали использовать как военное судно. Во время Великой Отечественной войны ледокол переправлял баржи с рыбой, и регулярно справлялся с суровыми льдами вплоть до 1949 года, после чего был поставлен на капитальный ремонт.
До самого 1975 года ледокол никак не использовался. После этого общество отказалось от «Ангары» – она должна была быть пущена на металлолом, и этому помешал лишь тот факт, что судно село на мель при переводе в водохранилище у Мельничной пади. Несколько лет ледоход находился в затопленном состоянии, но к 1990-му году, после трёх лет восстановительных работ, отреставрированная «Ангара» встала на вечную стоянку в Иркутском водохранилище, в заливе у микрорайона Солнечный, где и стоит по сей день. Набережная у ледокола стала излюбленным местом прогулок у иркутян – летом вокруг него можно прокатиться на катамаране, зимой же на льду у берега устраивается каток. «Ангара» также используется в качестве плавучего музея истории, науки и техники. На базе судна развёрнуты экспозиции истории судоходства на озере Байкал и истории самого ледокола, которые мы Вам и предлагаем посетить!

Наверх